Главная » Статьи » Мои статьи |
Технология изготовления нагаек 3
Рукоять и плеть изготавливаются по отдельности. Для изготовления рукояти использую наш традиционный материал - фруктовые деревья: абрикос, яблоня, вишня, груша. Из не «фруктовых» выбираю особо прочные и дающие красивую фактуру: акация, лох серебристый, карагач. Особо прочные рукояти, идеально балансирующие утяжеленную нагайку, получаются из самшита. Формы рукояти, как правило, две: 1) «простая» круглая рукоять диаметром от 30 до 35 мм. Сужается книзу до 25 мм 2) «ухватистая» с шаром или резным копытом на конце рукояти проточенной по форме ручки литой гантели, т.е под «ухват». Шар на конце кроме декоративного назначения служит ограничителем для руки и боевым навершием при заливке его свинцом. Высверленный внутри шар заливают свинцом для двух целей: для балансировки нагайки если ее конец утяжелен свинцом и 2) для повышения эффективности удара при перехвате нагайки за плеть и работе рукоятью. Для изготовления плети используется качественная говяжья кожа – толстая и эластичная. По заказу делаю нагайки из сыромятной кожи (кислины) Но мне этот материал не очень нравится по нескольким причинам: во-первых: сейчас нет хорошей сыромятной кожи, во-вторых; она требует постоянного ухода (и не обувным кремом!) Так, например, в Калмыкии изготовив плеть для мали (прототип дончака) её закладывали на несколько дней в сосуд, наполненный бараньими мозгами. В наших краях пропитывали дегтем или гусиным жиром. Сейчас используют касторовое масло. Держать в руках такую плеть не очень приятно. Если же сыромятную кожу не пропитывать, то через некоторое время она высыхает, становиться жесткой и ломается. Если постоянно не пропитывать сервень (оплетка плети) касторовым маслом, а лучше дегтем, то сыромятный витень (основа плети) даже пропитанный, через некоторое время высыхает. Поэтому старых нагаек сохранилось очень и очень мало. И в современных условиях, выделанная кожа практичнее и долговечнее сыромятной. Количество полос для плетения варьируется от 6 до 12. Чем больше полос тем плеть плотнее и прочнее. Витень- сердцевина нагайки. Изготавливается из кожаного клина укатанного в жгут. Я предпочитаю витень из капронового шнура- стропы диаметром от 8 до 15 мм т.к она прочнее и эластичнее чем витень из кожи. Стропа уматывается изолентой на конус. Сервень (кожа которой оплетается витень) крепиться на основание витеня, в месте крепления кожа прошивается, закрывается бахромой, прошивается и оплетается кожаными лентами. Если отбросить варианты изготовления нагайки без витеня, то можно выделить три основных варианта плетения: косовидное, ромбическое и «змеиное» По рассказам стариков название «нагайка» произошло не от нагайских татар, как нас пытаются убедить в этом сейчас, а с гораздо более древних времен. Это название пошло от древних арийских племен. И если посмотреть русско – санскритский словарь, то корень «нага» означает «змея». Как говорят старики, с древних времен плеть отождествляли со змеей, и было степняковское плетение – «змеиное». Этот вариант плетения я пропагандирую сейчас проводя мастер классы на выставках или приезжая по приглашению на семинары. Если посмотреть на змею, можно увидеть что, на пузе у нее идут широкие поперечные полосы, а спина и бока покрыты мелкой чешуей. В точности такой же рисунок вы можете увидеть на моих нагайках. Стандартная качественная нагайка плетется, как правило, на восьми полосах. Усиление нагайки до 10,12.14 полос дает эффект прочности и эстетичности, но повышает сложность плетения, и затраты времени. Окончание плети может быть разным. Плеть может оканчиваться без шлепка или узла, при этом все ремни заправляются во внутрь, может иметь шлепок в форме капельки или листочка сшитого из двух половинок кожи или заплетенного граненым узлом. Для усиления эффективности удара внутрь шлепка или узла помещают свинец. Большую часть своих нагаек я завершаю заплетенным граненым узлом. Это традиционное завершение нагаек в наших краях. Считаю его более эффективным и практичным, чем традиционный шлепок. Дело в том, что, как я уже описал, шлепок делается из двух половинок кожи, которые, как правило, сшиваются нитками или оплетаются кожаной полоской. При ударе по жесткой поверхности эта полоска часто перебивается, и вся конструкция начинает разваливаться. А в граненом узле 6 мм кожи, положенной на ребро дают повышенную прочность. Техника плетения нагаек вопреки распространенному мнению не является секретной. Освоить ее может каждый желающий научиться плести и обладающий определенной долей усидчивости. Источник http://kazaknation.com/blogs/entry/--2011-12-04 От себя : Со всем уважением к автору добавлю . Натуральная кожа конечно хорошо, но это декоративная нагайка и со временем распускается и ослабевает , а сыромятная это боевая. Да действительно сыромяти нужен уход. А не сохранялись старые из за конского пода который всё разъедает. Далее нагайки все были со шлепком и не загружены свенцом (это была только традиция дарить нагайки со свинцом и в основном Атаманам) ибо была предназначена для лошадей (погонять).Шлепок же сшивался не нитками а лентой коже и бы достаточно надёжным .Для справки прочная нить появилась относительно недавно , а до этого была довольна хрупка. Рекомендовать: | |
Просмотров: 26566 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 4 | |
| |