18 июня 1637 г. отряд донских и запорожских казаков (4,4 тыс. чел.) сумел овладеть мощной турецкой крепостью Азов, закрывавшей выход в море.
Войсковой Круг Дона, состоявшийся на Монастырском Яру 9 апреля 1637 года, единогласно постановил «идти посечь бусурман, взять город Азов и утвердить в нем православную веру».
23 апреля отслужили молебен в Монастырском и двинулись к Азову. С донцами пошли и запорожцы. Татаринов распорядился выслать вперед легкий отряд и отправил свое войско: часть сухопутом (берегом Дона), а часть на лодках. При войске было всего 4 маленьких пушки... Подойдя к Азову. Татаринов поставил, стражу на устьях Дона и разослал небольшие отряды к крымской и кубанской сторонам. Но в Азове все было готово к принятию гостей: турецкий посол Кантакузин, бывший около казаков, сумел вызнать их тайну и известил азовцев. За это казаки вскоре убили его, несмотря на его высокий сан.
Казаки осадили Азов со всех сторон. 29 апреля к Азову подошло еще 100 казачьих лодок.
Начались земляные работы: казаки рыли апроши для подступа к крепости, при чем для своей защиты от выстрелов делали насыпи, пускали в дело туры и, зная себя сильнее в чистом поле, выманивали турок из Азова; но они не поддавались. Пока шла перестрелка и незначительные схватки, казаки повели подкоп под стену. Между тем казачьи разъезды дали знать о приближении к Азову помощи: то были турки и черкесы из Тамани, Темрюка и Керчи. Отборный отряд казаков вышел им на встречу и на Кагальнике напал на них. Дело было «жестокое и упорное»... Ни один из врагов не дошел до Азова.
К 16 июня 1637 года взрывная галерея казаков вышла под центральное прясло стены Таш-кале и туда были тайно снесены все запасы пороха казаков, за исключением самого небольшого резерва, необходимого для оружия и артиллерии штурмовых бригад. На 18 июня был назначен штурм, а весь день накануне казаки постились и молились, верные боевые товарищи прощались друг с другом. В лагере казаков наступила такая особая, почти скорбная тишина, что турки, заметив это неожиданное обстоятельство, искренне возликовали, подумав, что казаки решили снять осаду и заняты сборами.
В два часа ночи в абсолютной кромешной мгле штурмовые бригады казаков семью колоннами стали выдвигаться на ближайшие позиции у крепости. Около 03:30 штурмовые колонны в абсолютной тишине залегли у стен крепости.В четыре часа утра казак Иван Арадов спустился во взрывной шурф, раздался взрыв, глыбы, камни, обломки полетели вверх в огне и в дыме. Татаринов первый, с отборными казаками, ворвался в пролом, а прочие по лестницам. Закипела отчаянная резня по улицам и площадям Азова, она продолжалась весь день, до вечера. Часть турок заперлась в замке, их перерезали. Часть бежала из города; их догнали и перебили: «ни одного человека азовского на степь и на море не упустили, всех без остатка порубили!» писали казаки Государю. Азов был взят.
Владетели Западной Европы долгое время не могли поверить, что первоклассная азовская крепость была так быстро взята, а ее гарнизон полностью уничтожен. Только после специальной миссии иезуитов в Азов стало ясно, что «небывалое бывает»
|